Иркин О.И.
Внезапная кардиальная смерть – причина смерти №1 во всем мире. 465 000 смертей ежегодно в США при этом около 92% смертей, обусловленных ВКС, происходит дома, на работе, в местах отдыха менее 10% происходит в больнице.
Среди структуры смертности, внезапная смерть занимает 36% это в два раза больше чем вторая по значимости причина смерти – нарушения мозгового кровообращения. Причиной внезапной сердечной смерти, как правило являются желудочковые тахиаритмии, их вклад составляет более 80%. Важность данного факта в том, что наиболее часто встречаемые нарушения ритма приводят к успеху реанимационных мероприятий от 25 до 70%, тогда как, асистолия и ЭМД это только 2 – 10% выживших. Серьезность ситуации с ВКС привела, уже к 2005 году, к созданию алгоритма действий при обнаружении человека без дыхания и кровообращения названного «цепь выживания». В 2015 году, как в Европе, так и в Америке произошло обновление рекомендаций по реанимационному пособию. Начало алгоритма не имело изменений и также начиналось с оповещения службы помощи. Затем проведение реанимационных мероприятий: непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. При проведении непрямого массажа сердца наиболее важно чтобы во время компрессии реанимирующий располагал руки на середине грудины, компрессии с частотой 100 -120 в минуту, глубина полной компрессии в пределах 5-6 см, после каждой компрессии полное расправление грудной клетки, поддерживать одинаковое время компрессии и декомпрессии, минимизировать остановки при проведении компрессий, не проверять по пульсации сонной или бедренной артерии эффективность массажа. Отношение компрессии грудной клетки к вентиляции 30:2. Не прерывать компрессии грудной клетки более чем на 10 сек, чтобы обеспечить вентиляцию. Непрямой массаж сердца останавливается очень кратковременно (до 5 сек), только для проведения дефибриляции. Очень много в проведение реанимационного пособия внесено после исследований по проведению массажа сердца без ИВЛ – кардиоцеребральной реанимации (КЦР). Исследования закончились с результатом одинакового успеха реанимации. При дальнейшем наблюдении было показано, что пациенты после КЦР были доставлены в стационар с нормальным неврологическим статусом в 6 раз чаще. Пациенты после КЦР в 4 раза чаще выписывались, чем после СЛР и в 3 раза чаще выживали в течение 3-х лет. Объяснение кроется в неэффективности массажа сердца с перерывами для дыхания, особенно при одном реанимирующем, что подтверждено экспериментально. Данный опыт позволил уже к 2010 году изменить протокол АВС на САВ для Америки и АСВ для Европы.
Важным способом сохранения жизни пациента является гипотермия. Однако в рекомендациях 2015 года проведение гипотермии не показано, показано предотвращение гипертермии. Температура должна поддерживаться в пределах34-36 градусов.
Рутинное применение механических устройств для компрессии груди – не рекомендуются, но являются альтернативой в тех ситуациях, когда невозможно высокое качество непрямого массажа сердца или является угрозой для безопасности реанимируемого, а также, при необходимости проводить лечебные манипуляции, например КВГ.
Возможность использования экстракорпорального кровообращения (ЭКМО) можно рассматривать у пациентов с остановкой сердца, которые не реагируют на проводимую вначале традиционную СЛР, в ситуациях, когда ее можно быстро применить.
Время – это критический фактор в оживлении человека с ВКС, а это проведение электрической дефибрилляции. Дефибриляция в течении 305 сек может продлить уровень выживаемости более чем на 50-70%. Ранняя дефибриляция может быть достигнута путем использования открытого доступа на сайт Неотложной помощи. Программы неотложной помощи должны активно внедряться в общественных местах, в местах с высокой плотностью населения.
В качестве первой медикаментозной поддержки выступает введение адреналина 1мг. каждые 3-5 минут. Вазопрессин – исключен из рекомендаций, для максимального упрощения алгоритма, так как вазопрессин и адреналин имеют одинаковые результаты
Оптимальным путем введения являются центральные вены — подключичная и внутренняя яремная, поскольку обеспечивается доставка вводимого препарата в центральную циркуляцию. Для достижения этого же эффекта при введении в периферические вены препараты должны быть разведены в 20 мл физиологического раствора Второй путь введения – внутрикостная инъекция лекарственных препаратов в плечевую или большеберцовую кость, обеспечивает адекватную плазменную концентрацию, по времени сравнимую с введением препаратов в центральную вену. Использование механических устройств для внутрикостного введения лекарственных препаратов обеспечивает простоту и доступность данного пути введения
Среди аритмических препаратов в поддержке реанимационных мероприятий наиболее эффективным является амиодарон вводимый 5 мг. на кг. После исследований ARREST и ALIVE амиодарон стал стандартом антиаритмической терапии при ВКС спасающей жизни.
Дополнительная медикаментозная терапия: Буферные растворы (Бикарбонат натрия только при доказанном отравлении трициклическими антидепрессантами и другими блокаторами натриевых каналов), Эуфиллин, Эндотелин 1, нитроглицерин не показаны.!), Солевые растворы ( К только при доказанной гипокалиемии, Са не показан, Мg при желудочковой тахикардии «torsades de pointes».!).
Важно понимать, когда реанимационные мероприятия необходимо прекращать. СЛР необходимо проводить так долго, как сохраняется на ЭКГ фибрилляция желудочков, поскольку при этом сохраняется минимальный метаболизм в миокарде, что обеспечивает потенциальную возможность восстановления самостоятельного кровообращения.
В случае остановки кровообращения по механизму ЭМД/Асистолии при отсутствии потенциально обратимой причины (согласно алгоритму «четыре Г — четыре Т») СЛР проводят в течение 30 минут, а при ее неэффективности прекращают.